Настоящая свобода, уверена Эмилия Иванова, появляется после пятидесяти. Эмилия очень рано овдовела, одна воспитывала двоих детей, работала учительницей в школе, а когда дети выросли стала сидеть с внуками. Так что возможность пожить своими интересами появилась у нее только после пятидесяти лет. Тут-то Эмилия и начала плавать в ледяной проруби, кататься на горных лыжах, а совсем недавно, в 76 лет, впервые переплыла через Босфор. И теперь всерьез собирается переплыть его на следующий год.
«С возрастом я поняла, что деньги надо вкладывать в воспоминания. То есть жить надо так, чтобы было что вспомнить. Надо как можно больше путешествовать и видеть как можно больше нового», — считает Эмилия Иванова.
Поэтому когда внук Алексей начал ее уговаривать составить ему компанию в заплыве через Босфор, Эмилия отказывалась недолго. Возможности тренироваться специально у нее не было, но она и так вот уже много лет плавает в свое удовольствие почти каждое утро — даже зимой, в проруби! Так отчего бы и не попробовать?
Пролив Босфор разделяет Европу и Азию. Его ширина — 3,7 километров, но точки старта и финиша заплыва находятся не строго напротив друг друга, так что участникам предстояло преодолеть почти семь километров. Высокие волны и непредсказуемые течения делают эту дистанцию сложной даже для подготовленных пловцов.
Старт был массовым, больше четырех тысяч человек. Эмилия Иванова вспоминает, что в такой суматохе ее даже несколько раз в воде нечаянно задели другие участники. Но вскоре пловцы рассредоточились: кто-то вырвался вперед, кто-то отстал, все начали работать в своем темпе.
«Плыть было очень трудно, — вспоминает Эмилия. — Тяжелая вода, волны захлестывают. Внук Леша все время плыл рядом со мной, поддерживал. По правилам, прикасаться друг к другу нельзя, так что он только подсказывал мне верный курс (я часто переворачивалась на спину, без его подсказок меня вообще могло унести далеко в сторону) и следил, чтобы в меня никто не врезался. Из-за того, что он вел меня, Леша пожертвовал своим результатом — сам бы он проплыл намного быстрее».
После начала заплыва Эмилия почувствовала, что ей сильно мешает резиновая шапочка — давит на голову. Она стянула шапочку, спрятала ее в купальник, и вскоре заметила, как к ней приближаются сразу два катера спасателей. «Оказалось, это у них условный сигнал: снял шапочку, значит, тонешь, просишь о помощи, —вспоминает Эмилия. — Хорошо, что Леша был рядом и объяснил спасателям, что не надо вытаскивать меня из воды, у меня все в порядке».
Алексей, внук Эмилии, вспоминает, когда спасатели уже скрылись из виду, у его бабушки внезапно посинели губы, взгляд стал неподвижным и серьезным.
«Тебе помочь?» — спросил Алексей.
«Молчи. Молчи, — ответила Эмилия. — Сердце».
Финиш был уже совсем близко: когда Эмилия увидела впереди берег и белые судейские палатки, сердце отпустило. Хотя последние несколько сот метров, говорит она, все равно дались невероятно тяжело.
Несмотря на волны и течение, Эмилия Иванова преодолела семи километровую дистанцию за 1 час 28 минут и стала самой старшей участницей заплыва. Ее 50-летняя дочь финишировала на четыре минуты быстрее.
«Человеческие возможности в любом возрасте — безграничны», — уверена Эмилия.
В чем секрет счастливой жизни после 50?
Не обижаться. Сейчас у меня нет обид — это так здорово! Я очень счастливый человек, “экологически чистый”, как я говорю. Не только потому что хожу босиком, плаваю и тренируюсь, а потому что у меня в голове нет грязных мыслей. Главное быть оптимистом. Даже просто от хороших мыслей всегда становится лучше.
Что вы можете сегодня, чего не могли в 35?
Могу поехать куда угодно! Езжу в Болгарию плавать в море, в горы — кататься на горных лыжах. Дети, внуки устраивают мне путешествия, о которых я раньше и мечтать не могла.
Хотели бы вы снова стать молодой?
В любой свой возраст, и молодой, и не молодой, я бы без проблем вернулась. Но сейчас я намного больше ценю жизнь. Не зацикливаюсь на плохом, намного проще успокаиваюсь. Люблю жизнь во всех ее проявлениях, ценю свою свободу. Раньше я всем была должна — воспитывала детей, работала, сидела с маленькими внуками. А сейчас моя семья ничего не требует, а только помогает мне, это очень здорово.