Отец и дед Михаил Фариха были профессиональными летчиками. Наверное поэтому Михаил с самого детства мечтал летать. Осуществить свою мечту он впервые попробовал, когда ему исполнилось 50.
Предприниматель Михаил Фарих с детства хотел летать. Его отец и дед были профессиональными летчиками, но у самого Михаила жизнь сложилась совсем иначе. Он никогда не пилотировал ни самолет, ни вертолет.
Когда Михаилу исполнилось 49, стало понятно, что продолжить семейную традицию ему уже вряд ли удастся. Время упущено. Полеты требуют знаний, опыта, тренированной координации — в 50 поздно начинать.
И тем бы все, наверно, и закончилось, если бы как-то однажды, гуляя возле своей дачи, Михаил ни увидел случайно рекламу вертолетной школы. Вопреки всякому здравому смыслу, он решил попробовать.
Каково же было его удивление, когда выяснилось, что большинство студентов в вертолетной школе — его ровесники. Хотя управление вертолетом очень сложная задача, которая требует знаний, внимательности и, в особенности, отличной координации движений, как выяснилось, возраст совершенно не мешает всем этим овладеть.
«Когда начал учиться, полеты так захватили меня, что я забросил все остальные увлечения, — говорит Михаил. Пришлось получить знания в самых разных областях, о которых я раньше никогда и не задумывался. Начал разбиратьcя в аэродинамике, в метеорологии, в навигации — это очень интересно! Ну а потом был первый самостоятельный полет, страшное волнение. Умом понимаешь, что все, что сейчас будешь делать, ты уже проделывал десятки или даже сотни раз. Но раньше рядом всегда был инструктор, который в любой момент мог вмешаться и помочь, а теперь полагаться нужно только на себя».
Научившись летать, Михаил почувствовал себя невероятно свободным. Оказалось, на вертолете можно просто так взять — и махнуть на выходные в Венецию. Или на рыбалку в сибирскую тайгу. Или — куда угодно! А главное, можно смотреть на землю не только из окна пассажирского самолета, но и с высоты птичьего полета — увидеть мир таким, каким его видят птицы.
Начав учиться в 50, уже спустя четыре года, Михаил Фарих слетал на вертолете на Северный полюс. А потом, в том же году, — совершил кругосветное путешествие. За 45 дней Михаил и его спутники на двух вертолетах пролетели 40 тысяч километров.
«За всю историю вокруг земли на вертолетах пролетело всего 18 человек, — с гордостью говорит он. — Из них четверо — это я и мои товарищи».
По словам Михаила Фариха, после пятидесяти, когда дети уже выросли, человек профессионально состоялся, и можно не так, как в молодости, убиваться на работе, наступает время задуматься: для чего мы вообще живем? Что приносит нам настоящую, истинную радость?
«Только теперь, после пятидесяти, я понял, что состояние полета — одно из естественных состояний человеческого организма, — говорит он. — Летать так же нормально, как ходить, лежать, плавать, сидеть… Только отчего-то большинство людей об этом не догадываются. Ходят, бегают, плавают, но не летают. Иногда мне кажется, что это теперь моя миссия: вовлекать людей в авиацию. Многим людям я дал крылья».
Что вы можете сейчас, чего не могли в 35?
В 35 лет я только-только вышел на пенсию из армии. Я был молод, задорен и нищ. Настолько, что каждый вечер делал выбор: купить себе бутылку пива или купить дочке йогурт. И то, и другое я не мог себе позволить.
Сейчас я могу позволить себе сесть в вертолет и улететь куда захочу. Я умею летать, а в 35 даже не мог представить себе, как это бывает.
После пятидесяти я стал спокойнее смотреть на жизнь, меньше раздражаюсь, с пониманием отношусь к промахам окружающих. Чаще всего понимаю, что это не промахи — просто все люди разные, и сами могут решать, что им делать со своей жизнью. Сейчас я спокойно воспринимаю то, на что в молодости реагировал острее.
Хотели бы вы снова стать молодым?
Нет, наверное. Но я бы хотел, пожалуй, родиться опять и прожить еще одну жизнь. Может быть, даже не человеком, а большой горной птицей.
Михаил Фарих погиб 19 апреля при крушении вертолета. Наши соболезнования семье и друзьям Михаила.