Галя Моррелл, 53,

«Мы были до последних дней в Гренландии — без хорошей связи, на прошлой неделе прилетели в Москву где у нас открывается огромная выставка ICEBERG(s) — на трех этажах «Руины» в Музее Архитектуры. В течение месяца мы занимались отловом айсберга почти в полной темноте (его ловят как лошадь — арканом) для того, чтобы привести в Москву на выставку.

С айсбергом можно снимать триллер. Два месяца назад мы стали профессиональными ловцами за айсбергами. Задача была поймать небольшой — чтобы он влез в «Руину». И мы с лассо в полной темноте на лодке в страшном холоде прочесывали Нуукский залив. Со стороны это может выглядеть как сумасшедшее занятие, но это только со стороны. После того как нефть и газ и драгоценные металлы в Гренландии не нашли, единственный предмет экспорта может быть айсберги. Так что мы первыми вышли в поле.

Вода из айсбергов — самая лучшая в мире. Но похоже в России ее пить никогда не будут, потому что граница, как всегда, на замке.

Вообще, мы за последние два месяца много раз вспоминали вас (примечание. — «Возраст счастья»), думая о том, что в нашем пенсионном возрасте мы встали на путь приобретения очень необычной профессии — ловцов айсбергов.

Ни Улии-О*, ни я не владели техникой бросания лассо — так что мы часами отрабатывали искусство в полной темноте на штормовом ветру. Натренировавшись, выходили на лодке, которую в России называют «корытом», в штормящий океан. Светового времени было очень мало, а свет очень существенен в этой профессии, так как если ты поймаешь неправильный айсберг (например, в котором очень много древнего кислорода), он взорвется по дороге в контейнере на миллион маленьких кусочков. И все придется начинать сначала.

Надо сказать, что когда нам сильно не везло с погодой — лодка-то наша крохотная, и уйти далеко в море мы не могли, и в какой-то момент нам стал помогать бывший премьер-министр Гренландии Куупик Клейст, такой же романтик как и мы. В годы своего правления он провел колоссальную работу по привлечению иностранных инвесторов в Гренландию: в течение нескольких лет шел процесс бурения в надежде найти нефть и редкоземельные металлы. Но к началу прошлого года стало понятно, что они либо слишком глубоко либо слишком далеко. Куупик ушел в отставку. После этого он не смог устроиться ни в одну компанию — с его квалификацией это оказалось слишком трудно. И он c нуля начал свое дело. Он придумал технологию отлова айсбергов и последующей их распилки, упаковки в вакуум и дальнейшей продажи в супермаркетах и ресторанах Европы, Америки, Китая и Арабского Востока. У него есть большая лодка, которая может выходить далеко в море.

Айсберги напоминают: «Ты слаб — маленький, голый человек. Лиши тебя кокона, в которым ты привык жить, и у тебя не останется ничего, кроме твого тела и базовых инстинктов, благодаря которым ты можешь принять жизнь такой, какая она есть и адаптироваться. Или не принять и — умереть.»

В процессе этой адаптации ты быстро теряешь гордыню и предрассудки, зато обретаешь утраченное: издавна присущие зрение, слух, и способность видеть вещи, скрытые за горизонтом. Ты узнаешь, как не бояться смерти. Ты видишь: она рядом, протяни руку и дотронешься. Но нет границы между жизнью и смертью — есть лишь один их вечный круг. Есть одна вечная жизнь, в которой нет ужаса и нет отчаяния – потому что нет страха.»

Выставка открывается 17 февраля в 18 часов во флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева

* Уули-О Йорген профессиональный путешественник и арктический альпинист. Самая северная гора в мире (на севере Гренландии) называется Hammeken Point в его честь.

История Гали Моррелл вошла в новую книгу Владимира Яковлева «Хорошо за пятьдесят».

Фото ©Galya Morrell