Малик Маннанов, 69

В 69 лет Малик Маннанов сделал себе на плече наколку в виде якоря. О такой наколке он мечтал с детства, но только теперь решил, что имеет на нее право.
До 62 лет Малик был успешным московским бизнесменом. А после 62 все бросил и стал моряком. Он уверяет, что таким способом нашел счастье.

Малик Маннанов живет в маленькой рыбацкой деревушке недалеко от турецкого города Бодрум. У него есть дом, но большую часть своего времени Малик проводит в море, на деревянной парусной лодке. «Такие лодки ходят по Эгейскому морю уже три тысячи лет», — с гордостью рассказывает он.

Малик вот уже несколько лет ведет жизнь рыбака. Как и многие его соседи, он выходит в море рыбачить чуть ли не каждый день. И никогда раньше не был так доволен жизнью, как теперь.

О море Малик мечтал всегда. Но только в 60 понял, что пришло наконец его время. Он решил оставить бизнес и начал основательную подготовку к следующему — самому лучшему — этапу свой жизни.

«Знаете, почему-то считается, что, если бизнес получился, то надо жить где-нибудь в Италии или, там в Черногории — говорит он. — Был я — и в Италии, и на Майорке, и во Франции. Но не встретил страны, где мне хотелось бы жить. А потом попал в Турцию, нашел случайно этот маленький поселок и понял, что, вот, здесь мне хорошо. Люди вокруг — нормальные, рыбаки. Хорошие люди и общаться мне с ними хорошо. С соседями отлично ладим. Я когда узбекский плов готовлю, обязательно им приношу. Или уловом делюсь. И они, если что-нибудь вкусное готовят, обязательно угощают. Слушайте, были бы у меня такие отношения где-нибудь в престижной Ницце? Да никогда!»

Рыбацкой жизнью Малик и его жена Галина живут уже шесть лет. Почему не попробовали раньше? Потому что до 60 лет, говорит Малик Маннанов, перед человеком стоят другие задачи.

«Для мужчины это, я считаю, родить детей, вырастить их, обеспечить семью, — поясняет он. — Тогда, если есть здоровье, после 60 каждый день по-настоящему наслаждаешься жизнью».

Когда Малику исполнилось 69, он подсчитал, что прошел под парусом уже столько, что хватило бы дважды обогнуть Землю по экватору. И тогда решил, что достоин, наконец, исполнить мечту своего детства — сделать себе татуировку в виде якоря.
В море Малик часто проводит по несколько дней подряд: продумывает маршрут, выбирает пустынные острова для ночевки. Уходит далеко в море, где нет никого, кроме дельфинов, включает на полную громкость музыку (например, Высоцкого), подставляет лицо соленым брызгам и поет во весь голос.

В день отплытия — всегда встает до рассвета.

«Делаю первый глоток кофе когда играет заря, — рассказывает Малик. — Поднимаю якорь и отхожу с причала, в первые лучи солнца. По пути обязательно останавливаюсь в море, бросаю блесну и рыбачу. Радуюсь любой погоде. Если пасмурно, радуюсь тому, что не жарко. А если жарко — тоже хорошо. Могу и за борт нырнуть!»

Когда он сходит на берег, бодрумские рыбаки уважительно называют его Малик-бей. Малик этой приставкой очень гордится — искреннее уважение турецких рыбаков дорогого стоит.

Рыбак и моряк Малик-бей сейчас намного более счастлив, чем московский бизнесмен Малик Маннанов.

«Здесь, на море, я нашел смысл жизни, — говорит он. — Даже, я бы сказал, нашел саму жизнь».

Что вы можете сегодня, чего не могли в 35?
Сегодня я могу принимать решения в более широком диапазоне. В 35 лет мое сознание было намного более ограниченным. Сейчас этих границ нет.

Вы хотели бы снова стать молодым? Нет. Перешагнуть эту границу обратно совсем не хочется. Кроме того, вот, допустим, стану я снова молодым, а где мои близкие? Я очень люблю свою жену, свою семью и дорожу ими. Пусть все остается как есть.

С возрастом учишься отделять важные вещи от несущественных мелочей. Берешь от жизни самое ценное. А по молодости мы разбрасываемся, клюем на блестящую блесну, которая затем сажает нас на крючок.

Малик Маннанов есть в Facebook, с ним можно поговорить про лодки и счастье.